пятница, 18 марта 2011 г.

Основы Аюрведы.

В аюрведе, здоровое тело представляет собой микрокосм. Малое подобие вселенной, все основные компоненты которого должны пребывать в состоянии равновесия. В основе его строения лежит панча-махабхута (панча (санкр.) - пять) - пять великих первозданных стихий: эфир (акаша), воздух (вайу), огонь (агни), вода (джала) и земля (притхиви). В различных сочетаниях эти 5 первоэлементов образуют три жизненных составляющих, принципа или формы энергии - три Доши

Вата (ветер) - Эфир + воздух
Питта (желчь) - Огонь + вода
Капха (слизь) - Вода + земля

Если обратиться к официальной медицине, наблюдения за эмбриональным развитием ребенка показывают, что эмбрион формируется из трех зародышевых лепестков, из каждого из которых появляются в дальнейшем органы и системы организма.

Дифференцировка клеток каждого зародышевого листка приводит к образованию тканей (гистогенез) и формированию органов (органогенез). Кроме нервной системы из эктодермы развивается наружный покров кожи — эпидермис, и его производные (ногти, волосы, сальные и потовые железы), эпителий рта, носа, анального отверстия, выстилка прямой кишки, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов слуха, обоняния, зрения и т. д. - Это Капха;

Из энтодермы развиваются эпителиальные ткани, выстилающие пищевод, желудок, кишечник, дыхательные пути, легкие или жабры, печень, поджелудочную железу, эпителий желчного и мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, щитовидную и околощитовидную железы - это Питта;

Производными мезодермы являются соединительнотканная основа кожи (дерма), вся собственно соединительная ткань, кости скелета, хрящи, кровеносная и лимфатическая системы, дентин зубов, брыжейка, почки, половые железы, мускулатура - это Вата;

Сочетаясь между собой в разных пропорциях, Доши, определяют врожденную конституцию человека - Пракрити, его характеристики, склонности и особенности. Кроме того, в течении всей жизни, баланс дош определяет духовное, физическое и психологическое здоровье. Дисбаланс дош - викрити приводит к заболеваниям. По сути, диагностика в аюрведе состоит в определении викрити - текущего дисбаланса дош, и приведении его в состояние баланса.

Психологические характеристики человека так же определяются соотношением дош, и наличием трех начал, трех качеств, которые называются Гунами, -  гуна (благости), чистоты - Саттва, гуна активности, (страсти) - Раджас, и гуна застоя, неподвижности, (невежества) - Тамас. Различные сочетания Гун - определяют различные качества ума.

Почему слова "благость", "страсть" и "невежество" взяты в скобки? Мое субъективное мнение, что проблема понимания индийской философии, частью которой является аюрведа, возможно, в том числе связанна с понятийной системой, которую мы (западные люди) используем. При переводе с санскрита, как никогда важно четко понимать, что именно ты хочешь сказать. Нам в этом отношении повезло, так как русский (украинский, белорусский и т д) язык, значительно ближе к санскриту, чем, любой еровпейский, и дело даже не в происхождении слов, а в образности мышления, в способе описать то или иное явление или понятие. И, не смотря на эту близость, существует опасность буквального понимания. Например "Тамас". Это застой, отсутсвие движения, тьма, невежество, и еще много значений, на первый взгял имеющих негативную окраску, но тем не менее - Тамас, - это не плохо. В характеристиках этой Гуны, или любой другой, нет хороших или плохих качеств, нет такого определения, как "хорошо" или "плохо", потому что всему есть место, и все должно быть, так как вселенная проявляет себя во всем. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий