вторник, 15 марта 2011 г.

Отрывки из книги "Сердце йоги"

"Согласно концепции йоги, все что вы видите, ощущаете и переживаете, не является иллюзией. Все этореально и истинно. реально все, в том числе сны, идеи, и фантазии. Эта концепция носит название "сатвада". 

В йоге считается, что хотя все, что мы видим и переживаем реально, но всеформы, так же как и их содержание, подвержены постоянным изменениям. Это представление о непрерывном движении называется паринамавадой. То, каким мы видим вещи сегодня, не обязательно должно совпадать с тем, какими мы видели их вчера. Потому что со временем все меняется: ситуации, наше отношение к ним и мы сами...

Согласно йоге, глубоко внутри нас есть нечто не менее реальное, чем все остальное, но, в отличие от всего остального, оно не подвержено изменениям. Этот неиссяаемый источник мы называем пурушей или драштри - "тем, кто видит" или "кто видит правильно". Если мы плывем по реке, не глядя на берег, то трудно заметить течение. Мы настолько сливаемся с движением воды, что почти не видим его. Но с берега, когда мы стоим на твердой почве, нам очень хорошо видно, как бежит вода. 

Пуруша занимает позицию из которой мы можем видеть. Это та сила внутри нас, которая дает возможность точного восприятия. Практика йоги просто подталкивает к тому, чтобы у нас было чистое восприятие.

...........

Может возникнуть вопрос: если кто-то занимается йогой с целью самосовершенствования, не является ли это проявлением асмиты (эго)? Мы находимся под влиянием авидьи, и когда мы обнаруживаем это, становится очевидно, что надо что-то делать. Иногда, мы начинаем с желания стать лучше, или чувствовать себя более совершенным. Это ничем не отличается от ситуации, когда кто-то говорит "Я беден, но хочу стать богатым", или "Я хочу стать врачем". Я не думаю что есть люди, которым не хотелось бы улучшить себя. Несмотря на то, что наш первый шаг продиктован нашим эго, это правильный шаг, потому что он позволяет нам подняться на первую ступень лестницы йоги. В дальнейшем, мы не останемся привязанными к первоначальной цели самосовершенствования. И это правда, что занимаясь йогой мы повышаем свою способность к концентрации и к независимости. Мы улучшаем здоровье, отношения с окружающими и все, что делаем. Если бы мы были способны начать не с первой ступени - стремления к самосовершенствованию, а с более высокого уровня, мы, возможно, вообще не нуждались бы в йоге. 

Как подниматься по этой лестнице?

"Йога-сутры" Патанджали рекомендуют три вещи. Первой является тапас. Слово "тапас" происходит от корня "тап" - жар или очищение. Тапас - это средство, с помощью которого мы можем поддерживать здоровье и очищать себя изнутри. тапас часто описывают как аскезу, самоуничижение и соблюдение строгой диеты. Но в "Йога-сутрах" тапас означает практику асан и пранаямы - физических и дыхательных упражнений йоги. 

Второе средство, позволяющее раскрыть суть йоги - это свадхьяя. "Сва" - означает "свое" или "собственное я" а "адхьяя" - "изучение, исследование". С помощью свадхьяи мы познаем самих себя. Кто мы? Что мы? не достаточно быть здоровым. Мы должны знать кто мы и как связанны друг с другом. Это не так просто, так как у нас нет такого же чистого зеркала для души, как для тела. Но существуют тексты, изучая которые, размышляя над ними и обсуждая, мы можем увидеть отражение своей души. "Йога-сутры", "Библия", "Коран", "Махабхарата". 

Третий из предлагаемых "Йога-сутрами" методов достижения состояния йоги - это ишварапранидхана. Обычно, этот термин переводят как "Любовь к Богу". Но он также обозначает определенное качество действий. Практика асан и пранаями, забота о здоровье и размышления о себе - это еще не вся жизнь. Нам нужно еще заботиться о карьере, приобретать квалификацию, и выполнять разные другие действия, являющиеся неотъемлемой частью нашей жизни. Все это должно делаться настолько хорошо, насколько это возможно. Но при этом мы никогда не можем быть уверенны в резульататх наших действий. Поэтому лучше слегка отстраниться от своих ожиданий и уделять больше внимания самим действиям. 

Вместе эти три аспекта, охватывают все сферы приложения человеческих усилий. Все вместе это известно под названием "Крийя йога" ("йога действия"). Йога не бывает пассивной. мы должны принимать участие в жизни, и чтобы делать это хорошо, мы работаем над собой."

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий